Agencia Prensa Rural
Карта сайта
Suscríbete a servicioprensarural

Колумбия - Понять вулканы, чтобы спасти людей
Euronews / четверг 1 Апрель 2010
 

Когда-то здесь была процветающая деревня. Теперь это – кладбище и место горьких воспоминаний.

“Я жил в этом доме с женой и тремя дочерьми, – рассказывает Фернандо Салинас. – В ту ночь я находился на окраине деревни. Когда я узнал, что произошло, я устремился сюда. Электричества не было. Люди бежали в разные стороны. Мы тоже побежали и потеряли друг друга. Я пришел в убежище один. Я потерял жену и двух дочерей”.

Деревня Армеро в центральной Колумбии была буквально уничтожена в результате одного из самых страшных извержений вулкана в современной истории.

13 ноября 1985 началось извержение Невадо дель Руиса – самого высокого действующего вулкана в Андах. При этом расплавилось 8% ледника на его вершине и гигантский селевой поток затопил деревню. Около 23 тысяч человек погибли.

“Это был главный вход в здание больницы, – показывает вулканолог Колумбийского института геологии Рикардо Мендес. – Как вы можете видеть, сейчас мы находимся на уровне второго этажа. А срочная помощь оказывалась там, внизу. Первый этаж полностью затопило грязью”.

Вскоре после извержения молодой вулканолог Рикардо Мендес со своими коллегами приехал на это место, чтобы выяснить и понять, что здесь произошло.

“Я впервые приехал сюда через месяц после стихийного бедствия, – говорит Мендес. – Это был полный хаос. Огромное болото. Люди все-еще пытались отыскать своих близких. Мы прибыли сюда, чтобы понять, что случилось, изучить геологические и гидролические процессы этой трагедии. Но первое, с чем мы столкнулись, – здесь была крайняя печаль и полное запустение”.

25 лет спустя Невадо-дель-Руис остается действующим вулканом. Его различные кратеры находятся под пристальным контролем вулканологов.

Для прогнозирования извержений используются критерии сейсмической активности, электромагнетизма и геологической деформации. Эти эксперты наблюдают за вулканическими газами.

“Очень важно знать состав, концентрацию, содержание и поток вулканических газов, – говорит вулканолог Густаво Гарсон. – Без этих газов не было бы вулканических извержений. Именно газы создают эти извержения. Существуют различные вулканические газы. Но есть одна важная особенность: двуокись серы. Этот газ легко растворяется в магме. Поэтому, когда магма выходит на поверхность, газ транспортируется вверх. Измеряя объемы выделяемой двуокиси серы, мы можем подсчитать, сколько магмы подходит к поверхности, и мы можем предсказать, насколько неминуемым может быть извержение”.

Чтобы вручную измерить выбросы двуокиси серы, вулканологи должны подняться к кратеру вулкана. Но это не всегда возможно.

“Мы находимся на высоте 5,2 тысяч метров недалеко от кратера, – говорит Гарсон. – Но мы не можем пройти еще дальше. Это слишком опасно. Видимость низкая, снег неустойчивый. Трудные условия”.

Как в таких условиях измерить двуокись серы? На склонах вулкана, ученые нашли решение этого вопроса. Они принимают участие в научно-исследовательском проекте Евросоюза, который направлен на обеспечение измерений двуокиси серы в реальном времени в самых опасных и недоступных вулканах.

Проект координирует шведский физик Бо Галле. Его команда в Гетеборге разработала этот прибор для измерения газов на безопасном расстоянии.

“Мы использовали разработки, полученные за последние тридцать лет в области информационных технологий, оптической спектроскопии и визуализации, – говорит Галле. – Вулкан – там. Когда его газы доходят сюда, мы можем измерить их. Внутри этого устройства есть телескоп, связанный с зеркалом, которое может вращаться. Когда вулканические газы поступают сюда, прибор поворачивается в различных направлениях и сканирует облако вулканических газов. Данные передаются вниз, где их прочитывают с помощью компьютеров. Затем они передаются по радио в обсерватории”.

“Было очень непросто создать инструмент, который может выстоять в таких экстремальных условиях, – продолжает Галле. – Здесь холодно. Есть большие колебания температур, пепел от вулкана, бури, кислотные дожди, отсутствует хоть какая-либо инфраструктура. Поэтому все должно быть очень прочным. Чтобы добраться сюда для исправления даже небольшой проблемы в системе, необходимо приложить большие усилия”.

“Система работает в любых погодных условиях, – говорит инженер-технолог Клаудиа Ривера. – Но качество данных варьируется. Например, при таком сильном тумане оборудование работает, но очень трудно сделать точные измерения выбросов двуокиси серы”.

Два других вулкана в Колумбии и более чем 20 действующих опасных вулканов по всему миру в настоящее время оснащены аналогичными станциями наблюдения. Благодаря этой сети ученые смогли недавно точно предсказать извержения нескольких опасных вулканов в Колумбии.

“Нормальное количество выбросов двуокиси серы – от 1000 до 3000 тонн в сутки – на вулкане Галерас, например, – говорит вулканолог Бетти Сильва. – Когда магма поднимается, выбросы могут увеличиваться до 15 тысяч тонн. Тогда появляются препятствия. Магма консолидируется и закрывает все отверстия. Выбросы газов резко снижаются. Именно в этот момент, когда двуокись серы идет в атмосферу, сильное извержение может быть неизбежным”.

Из этой обсерватории специалисты следят за выбросами двуокиси серы в Невадо-дель-Руис.

Измерения на склонах вулкана обновляются каждые пять минут. Вулканологи используют эти данные для оценки рисков.

“Это последняя проверка, проведенная на вулкане, – говорит Галле. – Она показывает, что сегодня, например, средний уровень выбросов двуокиси серы от вулкана составляет 250 тонн в сутки”.

“За долгие годы мы, вулканологи, использовали различные методы для оценки рисков извержения вулканов, – рассказывает Гарсон. – Большинство этих методов были очень опасны. Пару лет назад несколько вулканологов умерли при измерении вулканических газов внутри кратера вулкана Галерас, на юге Колумбии. Новые методы, такие как эти, помогают нам избегать посещения зоны повышенного риска. Они также обеспечивают нас непрерывным потоком данных в режиме реального времени, что крайне важно для прогнозирования возникновения стихийных бедствий”.

Эти данные будут иметь решающее значение при предотвращении гибели людей.

“Работа ученых поражает, – признается Фернандо Салинас. – Они внимательно следят за всеми опасными вулканами. Если бы во время трагедии у нас был мобильный телефон, нас могли бы спасти. Но у нас ничего не было, никаких технологий. Мы были слепы. Совершенно слепы до самого последнего момента. Сегодня технологии действительно помогают защищать людей”.